Методы конспектирования лекций: как писать понятные конспекты

Методы конспектирования лекций

Конспект – лучший друг в подготовке к экзамену. Даже лучше, чем сосед по парте. Только вот конспект не должен быть сплошной перепиской учебника.

Сейчас ты узнаешь, как писать конспекты, за которыми к тебе накануне экзамена выстроится очередь из одноклассников.

Метод Корнелла

Вальтер Паук, профессор Корнелльского университета, придумал гениальный способ конспектирования еще в середине прошлого века. Люди пользуются им и по сей день. Правда, кое-кто его усовершенствовал, но об этом позже.

Суть

Суть в том, чтобы делать записи на заранее размеченной странице. Сверху нужно оставить место для даты и темы урока. Снизу провести черту, под которой разместится вывод. А середину страницы поделить на две колонки: основные мысли и заметки по ходу урока. Колонка с основными мыслями должна быть узкой (одна треть страницы), колонка с заметками – пошире (две трети страницы).

Пример

Метод конспектирования Корнелла
Метод конспектирования Корнелла

Как работать с конспектом

Записав заголовок темы, начинай заполнять колонку «Заметки». Можешь писать здесь, как тебе привычнее, сплошняком. В конце лекции в блок «Основные мысли» впиши тезисы, по которым сразу станет ясно, о чем шла речь. Запиши сюда основные имена, даты и термины.

Вывод нужно сделать самостоятельно. Без собственных выводов и анализа написанного конспект Корнелла работать не будет.

Чтобы в конспектах было проще ориентироваться, начинай каждую тему с новой страницы.

Кому подходит

Метод конспектирования Корнелла пригодится тебе, если ты хорошо улавливаешь и запоминаешь информацию на слух. Тебе не нужно записывать дословно все, что говорит учитель. Достаточно главных идей, основных фактов и терминов, и, разумеется, собственного вывода.

Но можно вести его и в привычном режиме – стараться записать все, что говорит учитель.

Конспект хорош тем, что помогает запоминать. Анализируя информацию, ты ее сразу усваиваешь, как бы прогоняешь через себя. Корнелловский метод стимулирует перечитывать собственные конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но важно, очень важно делать собственные выводы.

Метод Билла Гейтса

Суть

Основатель компании Microsoft усовершенствовал метод Корнелла. Он делит страницу не на три части, а на четыре. И в каждый блок вписывает связанные между собой сведения. Главное здесь – правильно распределить всю информацию.

Пример

Метод конспектирования Гейтса
Метод конспектирования Гейтса

Как работать с конспектом

Например:

  • В первый блок ты вписываешь основные разделы темы.
  • Во второй – важные замечания по ходу урока.
  • В третий – примеры.
  • В четвертый – основные выводы.

Читая такой конспект, очень легко в памяти воссоздать тот самый урок. А сделав выводы самостоятельно, ты точно вспомнишь, в чем суть темы. Останется только почитать перед экзаменом подробности из учебника.

Кому подходит

Тебе, если ты по ходу впитывания информации умеешь сразу отделять главное от второстепенного.

Метод ментальных карт

Mind-mapping, или метод ментальных карт, – очень популярная и эффективная штука. Популяризировал ее английский психолог и телеведущий Тони Бьюзан. Любители мозговых штурмов активно пользуются этим методом.

Суть

Суть в том, чтобы расположить самое главное и важное в центре листа. А остальную информацию, менее важную, разместить по сторонам.

Пример

Метод ментальных карт
Метод ментальных карт

Как работать с конспектом

Пишешь в центре страницы основное понятие. Обводишь его в кружочек, рамочку, облачко. От него рисуешь стрелки к ключевым характеристикам понятия и основным идеям, с которыми главное понятие связано.

Для ведения такого конспекта понадобится как минимум три цвета, чтобы информация была максимально наглядной.

Кому подходит

Тебе, если ты любишь рисовать, без труда раскладываешь информацию по полочкам и обладаешь сверхспособностью виртуозно менять цветные ручки.

Метод предложений

Этот метод похож на обычное стенографирование.

Суть

Ты пытаешься успеть записать все, что говорит учитель. Только делаешь это не сплошняком, а по предложениям. Каждое предложение нужно начинать с новой строки и пронумеровывать.

Пример

Метод предложений
Метод предложений

Как работать с конспектом

Нумерация предложений помогает перейти от одного предложения к другому. Ты можешь в конце предложений ставить метки, например, «См. п. 23». Это избавит тебя от необходимости делать кучу стрелок на странице и впоследствии разбираться, какая куда ведет.

Кому подходит

Тебе, если ты не хочешь разлиновывать страницы, не любишь майнд-меппинг и привык к линейному ведению конспектов.

Метод течения (flow method)

Известный коуч Скотт Янг недавно предложил новый эффективный способ конспектирования.

Суть

Метод течения очень отличается от привычного стенографирования. Он подойдет тем, кто готов не просто записывать за учителем, но и включать аналитические способности, пока тот вещает.

Как работать с конспектом

В конспект записываешь только ключевые моменты урока, самую суть, голые факты. Остальное – запоминаешь.

Или берешь на урок диктофон. Пока учитель говорит, диктофон исправно записывает. А ты в это время в конспекте даешь волю собственным комментариям.

Кому подходит

Тебе, если ты хочешь не просто записывать за говорящим, но и успевать вдумываться и анализировать услышанное.

Мы снабдили тебя аж пятью крутыми методами конспектирования. Пиши в комментариях, какой из них ты решил опробовать на ближайшем уроке.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.